ru

2 октября, 19:00

Опера «Аида», в концертном исполнении Динара Алиева, Ксения Дудникова, Михаил Пирогов,Игорь Головатенко, Хор «Мастера хорового пения» п/у Л. Конторовича Государственный академический Хор Московской областной филармонии п/у Н. Азарова.ГАСО России имени Е.Ф.Светланова Дирижёр –Артем Абашев

Концертный зал имени П.И.Чайковского
Купить билет
Поделиться

Либретто Антонио Гисланцони и Джузеппе Верди по сюжету Огюста Мариетта.

Премьера состоялась в Каире 24 декабря 1871 года.

 

Действующие лица и исполнители:

Аида, дочь эфиопского царя Амонасро, рабыня Амнерис – Динара Алиева (сопрано)

Амнерис, жрица Египта – Ксения Дудникова (меццо-сопрано)

Радамес, египетский военачальник – Михаил Пирогов (тенор)

Амонасро, царь Эфиопии – Игорь Головатенко (баритон)

Хор «Мастера хорового пения» под управление Льва Конторовича

Государственный академический Хор Московской областной филармонии под управлением Николая Азарова

Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф.Светланова

Дирижёр – Артем Абашев.

 

 

Весной 2023 года Динара Алиева дебютировала с партией Аиды в постановке оперы «Аида» Верди в театре, с которым у певицы складывается сотрудничество уже в течении десяти лет – в Немецкой опере в Берлине. Режиссёр этой постановки Бенедикт фон Петер славится нетрадиционными сценическими решениями, но в интерпретации этой оперы Верди постановщик традиционно вынес на первый план трагическую историю запретной любви. В этой берлинской постановке нет экзотических декораций, сценическое воплощение решено практически монохромно в черно-белой гамме, что призвано подчеркнуть буйство эмоциональных красок в музыкальной палитре. Верди писал, что в этой опере любовь – это антитеза войне и жестокости, а искренние чувства – фанатизму и властности. И квинтэссенция этой любви воплощена в первую очередь в партитуре, музыкальные темы оперы признаны одними из самых ярких изображений страстных эмоций в итальянской опере.

Но это сегодня «Аида» воспринимается как волнующая любовная драма. Для современников композитора эта музыкальная история военного заговора в знаменитом храме Амона в Карнаке была оригинальным и в высшей степени колоритным воплощением экзотики. Египетский мир заплатил Верди огромный гонорар, чтобы композитор изобразил африканскую страну прекрасным восточным царством, чтобы «Аида» стала поистине национальной оперой. Считается, что заказ на создание «Аиды» Верди получил к открытию Суэцкого канала, однако, современные источники свидетельствуют, что премьера открывала «Хедивскую оперу» – Королевскую оперу в Каире, ставшую первым оперным театром на африканском континенте.

Композитор тщательно изучал историю Древнего Египта, либретто оперы основано на сюжете Огюста Мариетта – первого руководителя Каирского музея, который почерпнул эту историю из переведённого им древнего папируса. В музыкальной палитре Верди стремился использовать мелодии и тембры африканского и арабского фольклора. Так, в звучащем на торжестве в честь победы египтян Триумфальном марше – одной из самых узнаваемых мелодий оперной классики – даже использовались так называемые «египетские трубы». Это очень длинный роговой духовой инструмент, издающий совершенно непривычный для современников Верди звук. Поэтому звучание их в опере было сенсационной находкой в музыкальном мире. Сегодня вместо этих национальных инструментов используются симфонические, но определённой настройки, благодаря чему их звучание в соотношении с тембрами оркестрового ансамбля по-прежнему производит особое впечатление.

 

Краткое содержание

Первое действие. Картина первая

Дворец фараона в Мемфисе. Идет война между Египтом и Эфиопией. Входят Радамес и Рамфис. Они обсуждают слухи о готовящемся нападении эфиопов. Рамфис сообщает Радамесу, что жрецы обращались к богине Изиде с вопросом, кто должен возглавить египетское войско в предстоящей битве, и многозначительно смотрит на Радамеса, но его имени не называет. Оставшись один, Радамес мечтает о будущей славе и том, что, победив в сражении, сможет жениться на эфиопской невольнице – красавице Аиде. Входит Амнерис и спрашивает Радамеса о причине его радости. Когда она намекает на то, что у него, наверное, есть в Мемфисе возлюбленная, Радамес в смущении отворачивается. Амнерис терзается ревностью, ведь она сама влюблена в Радамеса. Появляется Аида. Амнерис встречает ее с притворной радостью, но замечает, что они с Радамесом избегают смотреть друг на друга. Входит фараон со свитой. В этот момент гонец приносит весть о приближении эфиопского войска во главе с царем Амонасро. Никто не знает, что он отец Аиды.

Раздается боевой клич. Предводителем войска провозглашают Радамеса, Амнерис вручает ему знамя. Под звуки военного гимна фараон удаляется. Аида остается в смятении. Она не может молиться за победу Радамеса, но надеется, что ее возлюбленный вернется с поля боя невредимым.

Картина вторая

Храм Вулкана. Проходит торжественный обряд. Введя в храм Радамеса, Рамфис вручает ему священный меч. Вдвоем они просят бога Пта ниспослать победу египетским войскам.

Второе действие. Картина третья

Покои Амнерис. Египетское войско одержало победу. В ожидании Радамеса, в которого она влюблена, Амнерис наблюдает за выступлением танцовщиц. Аида вносит корону Амнерис. Та вновь обращается к ней с притворной добротой и намекает, что ей известно о любви Аиды к египтянину. Затем она будто невзначай говорит невольнице, что Радемес пал в бою. Отчаяние Аиды выдает ее. Признавшись, что солгала, Амнерис начинает угрожать Аиде, а та, быстро забыв гордость, тщетно умоляет ее о пощаде.

Картина четвертая

Возвращаются войска. Фараон, Амнерис, жрецы и придворные ожидают Радамеса и его победоносной армии. Замыкая торжественную процессию, появляется Радамес. Амнерис возлагает ему на голову корону победителя, а фараон провозглашает спасителем страны. По приказу Радамеса приводят эфиопских пленных. Аида видит среди них своего отца, но Амонасро успевает шепнуть, чтобы она не раскрывала его имени. Он говорит фараону, что его армия доблестно сражалась, но царь погиб в битве. Затем он молит о милосердии, и Радамес приказывает освободить всех пленных эфиопов. Рамфис соглашается при условии, что в заложниках останется сам Амонасро. Фараон торжественно обещает отдать в жены Радамесу свою дочь и объявляет его своим преемником. Среди всеобщего ликования безутешны лишь Радамес и Аида.

Третье действие. Картина пятая

Ночь. Берег Нила у храма Изиды. Из храма Изиды раздаются песнопения. Появляется Амнерис в сопровождении Рамфиса. Накануне свадьбы она должна помолиться богам. Входит Аида. Она пришла сюда, чтобы тайно увидеться с Радамесом. Понимая, что им не быть вместе, она собирается утопиться в Ниле. Но в этот момент появляется ускользнувший из-под стражи Амонасро. Он говорит дочери, что ее долг – помочь своей стране в новой войне против Египта. Она должна выведать у Радамеса, какой дорогой он поведет войска против эфиопов. Сначала Аида отказывается, но затем уступает настойчивым просьбам отца. Амонасро прячется. Входит Радамес, уверенный, что после второй победы фараон разрешит ему жениться на Аиде. Девушка предлагает возлюбленному бежать в Эфиопию – лишь там они смогут быть счастливы. После долгих уговоров Радамес соглашается, и Аида спрашивает, каким путем его войско двинется в Эфиопию. Как только он отвечает, из укрытия выходит Амонасро, и Радамес в ужасе понимает, что совершил предательство. Амонасро и Аида убеждают Радамеса последовать за ними, но тут из храма появляется Амнерис в сопровождении Рамфиса. Амонасро пытается убить Амнерис, но Радамес защищает ее. Аида и Амонасро скрываются, а Радамес отдает себя в руки стражников, вызванных Рамфисом.

Картина шестая

Зал во дворце над подземным судилищем. Амнерис ждет в одиночестве, разрываясь между любовью и жаждой мести. Она посылает за Радамесом и обещает добиться его помилования, если тот забудет сбежавшую Аиду. Радамес отказывается и идет на суд. Оставшись одна, она слышит, как его приговаривают к смерти. Радамеса уводят, Амнерис проклинает бесчеловечность жрецов. Радамес ожидает смерти в склепе, но вдруг он слышит странный шорох. Это Аида, тайком пробравшаяся в склеп, чтобы умереть вместе с возлюбленным. Они прощаются друг с другом, а из храма над ними доносится пение жриц и голос Амнерис, которая молит Изиду об упокоении души Радамеса.

 

 

 

 

«Опера — главное дело моей жизни,
которому я отдаю все свои силы...»
Динара Алиева